"В деле по «набережной Массалитинова» поставлена точка"

Дата: 
25.05.2011

Администрации городского округа город Воронеж отказано в передаче дела по реконструкции набережной Массалитинова в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра решения Федерального арбитражного суда Центрального округа, признавшего незаконным включение в условия конкурса на реконструкцию набережной Массалитинова в Воронеже наличие лицензии на обращение с отходами I-IV класса опасности. Тем самым ВАС РФ поддержал позицию Воронежского УФАС России по данному делу.

Дело было возбуждено по жалобе ФГУП «Управление механизированных работ №518 при Федеральном агентстве специализированного строительства» на действия заказчика — Управления дорожного хозяйства и благоустройства и уполномоченного органа — Управления бюджетной политики и организации закупок для муниципальных нужд при организации и проведении открытого аукциона на выполнение работ по реконструкции набережной Массалитинова от Чернавского моста до Северного мостового перехода г. Воронежа.  Цена контракта 535 252 470 (пятьсот тридцать пять миллионов двести пятьдесят две тысячи четыреста семьдесят) рублей.

В документации об аукционе установлено требование к участникам размещения заказа о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности, требуемая в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 августа 2006г. № 524 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности», действующая на территории г. Воронеж и Воронежской области.

В ходе рассмотрения дела было выявлено, что установление подобных требований является незаконным, так как предметом муниципального контракта являются работы по реконструкции набережной Массалитинова от Чернавского моста до Северного мостового перехода, а не сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов I-IV класса опасности. Вышеуказанные работы не относятся к видам работ, необходимым строительной организации для выполнения работ по реконструкции объектов капитального строительства, так как утилизация отходов является специализированным видом деятельности, не влияющим на качество и безопасность строительно монтажных работ и имеющим к нему вспомогательное значение. При необходимости вывоза мусора с территории строительной площадки необходимо просто заключить договор на предоставление подобных услуг с предприятием, имеющим вышеназванную лицензию.

Таким образом, данное требование направлено не на выбор квалифицированного подрядчика и экономию бюджетных средств, а скорее на заранее предсказуемое сокращение числа участников аукциона.

По результатам рассмотрения жалобы Воронежское УФАС России выявило в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов (в части установления в документации об аукционе требования о предоставлении участниками размещения заказов в составе заявки лицензии на осуществление деятельности, не являющейся предметом аукциона).

Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации городского округа город Воронеж (муниципальный заказчик) и Управлению организации закупок для муниципальных нужд департамента экономики и инвестиций администрации городского округа город Воронеж (уполномоченный орган) были выданы предписания на устранение допущенных нарушений.

Администрация Воронежа пыталась обжаловать решение Воронежского УФАС России в суде. Арбитражный суд Воронежской области отказал администрации города в удовлетворении требований. Однако Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, который отменил решение суда первой инстанции по формальным причинам, признав решение и предписание Воронежского УФАС России недействительными. Федеральный арбитражный суд Центрального округа поддержал позицию Воронежского УФАС России в данном деле и отменил постановление суда апелляционной инстанции, решение суда первой инстанции оставил в силе.

И вот, наконец, точка в этом сложном деле была поставлена определением ВАС РФ, который отказал Администрации городского округа город Воронеж в передаче дела по реконструкции набережной Массалитинова в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра решения Федерального арбитражного суда Центрального округа, признавшего незаконным включение в условия конкурса на реконструкцию набережной Массалитинова в Воронеже наличие лицензии на обращение с отходами I-IV класса опасности.

«Дело по набережной Массалитинова является прецедентным в силу того, что на данном примере антимонопольным органом была доказана недопустимость включения в условия аукционной документации требований, не являющихся предметом аукциона», - отметил руководитель Воронежского УФАС России Владимир Рохмистров. - «Поддержка позиции антимонопольного органа судом такого уровня является неотъемлемой частью эффективной реализации Закона о госзакупках».

Сайт Воронежского УФАС России от 25.05.2011г.